Разговор с участником

О снимке «В тепле»

Катя Сытник-Кашалот
Фотография «В тепле», автор Катя Сытник-Кашалот
Солнечные ванны как философское высказывание, прищуренный взгляд как национальный код — работа Кати Сытник-Кашалот из "Выбора редакции" превращает случайную уличную сцену в психологическое исследование. Её фотография человека, застывшего в странной медитации на берегу залива, раскрывает тот самый "русский" парадокс: кажущееся спокойствие, под которым скрывается постоянная настороженность.

Катя — художник, работающий на стыке документальной фотографии и книжного искусства. Её зины (самодельные фотокниги) становятся визуальными дневниками, где переплетаются личные и коллективные переживания. В этом интервью мы узнаем, почему обычный прохожий превратился в символ поколения, как создать портрет нации через один случайный кадр, и что значит "подсматривать правым глазом" в контексте современной российской реальности.
Вопрос №1
История за кадром
Я наблюдала, как люди ведут себя на заливе в солнечный день. Этот человек вечерующего возраста произвёл впечатление тем, что просто стоял и, казалось бы, медитативно принимал солнечные ванны прямо на дороге, по которой ходило много людей. Почему-то он стоял именно там, не пошёл на пляж.
Вопрос №2
Место и условия съёмки
На заливе, недалеко от города. Я шла к воде и увидела этого человека. Какое-то время стояла напротив него, наблюдала. Он не шелохнулся, только немного посматривал правым глазом, что происходит. Решила сфотографировать его. Какое-то время после того, как сделала снимок, ещё стояла там. Человек очень долго не менял позу.
Вопрос №3
Критерии отбора снимка
Выбрала кадр, в котором человек находился в состоянии гармонии с окружающим или, по крайней мере, так казалось со стороны.
Вопрос №4
О себе и пути в фотографии
Я много работала с ручной печатью, экспериментировала на эмульсионно-эмоциональном уровне. Для меня важны были метаморфозы, происходящие с изображением: чувствительный к свету слой исчезал, появлялись иные слои изображения. В «прямой» фотографии, документирующей «реальность», для меня важна сложносочинённость окружающего, из которого глаз выхватывает некоторые образы, субъективно проходящие сквозь объектив. Сейчас начала делать коллажи из своих фотографий, пересобирая старые истории и создавая из них новые. Делаю зины.
Вопрос №5
Многогранность России в снимке
В этом кадре для меня важен один момент, который, на мой взгляд, очень наглядно характеризует ментальное состояние большинства россиян. Этот человек, греясь на солнце и, казалось бы, будучи абсолютно расслабленным, — если приглядеться — правым глазом поглядывает из-под тоненького прищура... Вроде можно полностью расслабиться, а вроде и нет. Наиболее важным для передачи в моей работе я вижу не какие-то конкретные элементы культуры, а возможность видеть, замечать и показывать сложносочинённость мира и мира людей, показывать жизнь и то, что каждый человек — это мир.
Делитесь с друзьями или загрузите фотографию — это просто